п.Вурнары, пер.Северный, д.4, пом.1 89875790690

Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности по ментальной арифметики "Арифмешка"

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дети обучаются счету   с самого раннего возраста, поскольку такие занятия успешно развивают умственные способности, служат необходимой основой дальнейшего обогащения знаний  об окружающем мире, успешного овладения системой общих и математических знаний в школе.

В старшем дошкольном  возрасте ребята  проявляют повышенный интерес к выполнению арифметических задач и оценке  результата. Что такое арифметика, знает каждый. Но что такое ментальная арифметика? Почему столь  древняя методика  получила повсеместное распространение по всему миру сегодня? Вычислять быстро, подчас на ходу – это требование времени. Это напрямую  связано с развитием  технологий и изменениями в связи с этим на рынке труда и в экономике. Еще  одна причина популярности счета ментальной арифметики кроется в простоте и технологичности ее программ.  Программа  обучению детей ментальному счету - "Арифмешка" рассчитана для старших дошкольников  6-7 лет. Занятия проходят 1 раз в неделю в игровой форме. Продолжительность занятия -30 минут. Форма обучения - практическая,групповая.

 1.2 АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

"Арифмешка " - это дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности  и умственного развития,которая реализовывается с помощью арифметических вычислений на японских счетах Абакус (Соробан) без использования компьютера. Ментальная арифметика закладывает прочный фундамент  для  реализации  ребенка в жизни, повышая успеваемость по предметам  в школе,  способствует:

- развитию совместной работы правого и левого полушарий мозга;

- наиболее полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала;

- развитию уверенности в собственных силах;

- улучшению внимательности и концентрации;

- развитию способностей к изучению иностранных языков.

 

 II.  ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ

 

Цель данной программы: создание условий для развития у детей быстрого устного счета, внимательности, памяти, скорости восприятия и обработки информации, мелкой моторики и межполушарных взаимодействий, что в совокупности способствуем общему развитию интеллектуальных способностей.

 

  • дать представление о ментальной арифметике и познакомить с системой счета на соробане (японский вид абакуса)

  • сформировать у детей понимание числового ряда (количество осваиваемых разрядов зависит от возраста детей, но не менее двузначных чисел)

  • поставить правильную технику счета на соробане, которая максимально способствует развитию мелкой моторики, межполушарных взаимодействий и внимательности

  • освоить выполнение арифметических действий на сложение и вычитание с использование соробана

  • развивать способность восприятия информации на слух

  • развивать способность восприятия информации зрительно

  • сформировать и развивать навык фотографической памяти

  • развивать навык внимательности (способности удерживать в уме выполняемую задачу, не отвлекаясь)

  • сформировать и развивать навык быстрой обработки информации и быстрого выполнения заданий

  • сформировать и развивать навык ментального счета (оперируя соробаном в воображении)

  • сформировать и развивать навык самостоятельной работы

 

Занятия  по программе "Арифмешка" включают использование :

 

·  Персональные абакусы;

·  Флеш-карты;

·  Рабочие тетради;

·  Онлайн тренажёр;

·  Тест «Струпа»;

·  Таблица «Шульта»;

·  Числовые лабиринты;

·  Шаблоны «Рисование двумя руками»;

·  «Скоропись»;

·  Кинезиологические упражнения.

Направленность образовательной программы

Образовательная программа дополнительного образования  детей дошкольного возраста "Арифмешка" создана для развития логики, воображения. фотографической памяти и т.д. Функциональное назначение программы - общеразвивающее.

Направленность: социально-гуманитарная

НОВИЗНА

Новизна  образовательной программы "Арифмешка" предполагает:

· новое решение проблем дополнительного образования,

· новые методы обучения,

· новые педагогические технологии в проведении занятий,

· нововведения в форме диагностики и подведения итогов реализации программ

 

Особенности Программы «Арифмешка»

Особенностью методики является то, что на каждом занятии дети считают  на  соробане. Счет производится пальцами обеих рук. Ассиметричная постановка пальцев в этой методике приводит к тому, что каждый решенный пример по сути является упражнением для развития межполушарных связей (кинезиология – наука о развитии умственных способностей через движения).

После закрепления умения считать при помощи соробана, дети переходят на воображаемый соробан и решают примеры мысленно перемещая косточки. Это и есть ментальный счет, который позволяет решать примеры на большой скорости. При обычном счете в уме обязательно фиксируется промежуточный результат и только потом производится следующее действие, в результате чего скорость вычислений сильно замедляется. Но при ментальном счете ребенок перемещает косточки на воображаемом соробане, не тратя время на промежуточные итоги и выполняет все действия без остановки, в результате чего скорость вычислений значительно выше по сравнению с обычным счетом в уме.

Ментальный счет по данной программе идет в строгом соответствии с тематическим планом начиная уже с первого. На каждом  занятии  изучается новая тема, которая обязательно закрепляется через решение примеров на соробане как на самом занятии, так и в домашнем задании.  То есть работа по развитию ментального счета ведется систематически, по принципу «от простого к сложному», что делает этот процесс наиболее легким для усвоения. Обязательным элементом урока - являются диктанты. Это упражнения на развитие слухового восприятия информации, внимательности, скорости обработки информации и скорости выполнения задания. И среди них есть один уникальный диктант, которого нет больше нигде – диктант на память. Он направлен на увеличение объема оперативной памяти и способность удерживать в голове как можно дольше полученную информацию.

 

 II  СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

 Содержание образовательной деятельности

 Структура содержания занятия:

 

1. Разминка, мозговая гимнастика. 2. Тренажеры на абакусе 3. Изучение новой темы или закрепление ранее изученной темы, решение примеров на слух 4. Упражнения/ игры с флеш-картами. 5. Решение примеров на абакусе с листа учебника. 6. Игровые паузы для детей 7. Скоропись 8. Пальчиковая гимнастика. 9. Ментальный счет на слух под диктовку учителя/из учебника (с листа)/на тренажере 10. Проверка домашнего задания у всех детей 11. Подведение итогов.

 Приемы и  методы бучения:

-  словесные: рассказ, объяснение, поощрение

-  наглядные: демонстрация

-  практические: упражнения, диктанты

-  аналитические: наблюдение, сравнение, самоанализ

 Обучение проходит в малых группах по  10 детей, что позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому ученику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.

 

 

Октябрь

ноябрь

декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

итого

группа

6-7 лет

32 ч

 

Календарно – тематическое планирование

 

Дни недели

количество

часов

Тема занятия

1 неделя обучения 

1

Знакомство с ментальной арифметикой. Знакомство со счетами, с обнулением абака. Знакомство с числами на абаке от 0 до 9.

2 неделя обучения 

1

Обучение правильному использованию пальцев (большой, указательный, "птичка", "крабик").

3 неделя обучения 

1

Знакомство со знаком "+". Обучение действию сложение на абаке простых примеров.

4 неделя обучения  

1

Повторение материала: набор чисел, использование пальцев (большой, указательный, "птичка").

5 неделя обучения 

1

Знакомство с флэш-картами. Повторение отображения чисел. Знакомство со знаком " - "

6 неделя обучения  

1

Обучение действию вычитания на абаке простых примеров. Закрепление материала. Работа в тетрадях.

 

решения простых примеров со знаками "+" и "-" Знакомство с флэш-картами. Повторение отображения чисел. Знакомство со знаком " - "

7 неделя обучения  

1

Закрепление решения простых примеров со знаками "+" и "-"

8 неделя обучения  

1

Закрепление решения простых примеров со знаками "+" и "-". Знакомство с числами на абаке второго десятка (двухзначные)

9 неделя обучения 

1

Знакомство с ментальной картой. Решение простых примеров на ментальной карте

10 неделя обучения  

1

Повторения решения простых примеров на ментальной карте

11 неделя обучения 

1

Повторение пройденного материала. Знакомство с ментальным счетом. Решение простых примеров ментально. Работа на тренажёрах

12 неделя обучения  

1

Ментальный счет. Решение простых примеров ментально Повторение решения простых примеров на абаке и ментальной карте.

 

13 неделя обучения  

1

Решение 2-х значных чисел. Работа на тренажёрах

14 неделя обучения  

1

Повторение решения простых примеров на абаке и ментальной карте. Изучение состава числа "5"

15 неделя обучения  

1

Повторение состава числа «5». Изучение правила №1: +4=-1+5.

16 неделя обучения  

1

Повторение пройденного материала. Решение ментально простых примеров. Повышение скорости счѐта

17 неделя обучения  

1

Правило №2: +3=-2+5. Продолжаем решать ментально простые примеры (1-е и 2-х значные)

18 неделя обучения  

1

Правило №3: +2=-3+5

19 неделя обучения 

1

Правило №4: +1=-4+5

20 неделя обучения  

1

Повторение правил №1-№4. Начинаем ментально решать примеры с применением этих формул.

21 неделя обучения 

1

Увеличиваем скорость счѐта простых примерав на абаке и ментально Повторение: сложение и вычитание без правил

22 неделя обучения  

1

Правило №5: -4=-5+1.

23 неделя обучения  

1

Повторение. Проверочная работа.

24 неделя обучения  

1

Правило №6: -3=-5+2

25 неделя обучения  

1

Увеличиваем скорость счѐта простых примерав на абаке и ментально Повторение: сложение и вычитание с применением новых правил.

26 неделя обучения  

1

Проверочная работа. Развивающие игры

27 неделя обучения 

1

Повторение правил. Ментальный счёт – соревнование с применением изученных правил. Работа на тренажёрах.

28 неделя обучения 

1

Правило №7: -2=-5+3

29 неделя обучения  

1

Правило №8: -1=-5+4

30 неделя обучения  

1

Повторение правил №1-№8 Решение ментально примеров с применением всех формул.

31 неделя обучения  

1

Итоговая проверочная работа

32 неделя обучения 

1

Праздничное занятие «Квест – путешествие» Выдача сертификатов по итогам обучения

 

32

 ИТОГО

 

 Учебно-тематический план на 2023-2024  учебный год

 

День недели

Тема

Содержание

4.10.2021

Знакомство с ментальной арифметикой. Знакомство со счетами, с обнулением абака.

Знакомство с Абакусом, правила действия с абакусом. Пальцовки. Упражнения на Абакусе  двумя руками.  Динамическая пауза "Кулачок-ладонь-ребро".

Просмотр Видео-занятия "Абакус",

работа с карандашом

11.10.2021

Обучение правильному использованию пальцев (большой, указательный, "птичка", "крабик").

Упражнения на Абакусе  двумя руками.  Скоропись числого ряда.   Выполнение графического диктанта.   Знакомство с числами на абаке от 0 до 9.Нейробика.  Физкультминутка  "Кулачок-ладонь-ребр". Написание цифр 1-4. Физкультминутка                 

18.10.2021

Знакомство со знаком "+". Обучение действию сложение на абаке простых примеров

Скоропись. Графический  диктант "Замок".  Знакомство со знаком + на рабочих листах. Упражнения на абакусе двумя руками одновременно. Работа с цифрами, работа с карандашом. Работа с флеш-картами 1-4. Нейробика

25.10.2021

Повторение материала: набор чисел, использование пальцев (большой, указательный, "птичка").

Скоропись. Упражнения на абакусе  двумя руками одновременно, графический диктант. Работа с флеш-картами, решение простых примеров на "+". Динамическая пауза "Кулачок-ребро-ладонь-хлопок".Написание цифр 1-4.  Нейробика

 9.11.2021

Знакомство с флэш-картами. Повторение отображения чисел. Знакомство со знаком " - "

Скоропись. Лаберит. Работа с флеш-картами. Знакомство со знаком "-". Динамическая пауза. Решение примеров на вычитание. Танграм.

16.11.2021

Закрепление решения простых примеров со знаками "+" и "-" Знакомство с флэш-картами. Повторение отображения чисел. Знакомство со знаком " - "

Правила действия на абакусе. Скоропись. Пальцовки. Упражнения двумя руками одновременно. Добавление и вычитание на абакусе от 1до 4. Динамическая пауза. Упраженеия с маркером. Нейробика. Работа с флеш-картой.

23.11.2021

Знакомство с ментальной картой. Решение простых примеров на ментальной карте

Правила действия на абакусе. Скоропись. Знакомство  с ментальной  картой. Решение простых примеров на ментальной карте. Нейробика. Динамическая пауза. Графический диктант, Работа с флеш-картами, работа на тренажере.

30.11.2021

Повторения решения простых примеров на ментальной карте

Скоропись, работа с флешк-картами. Работа на абакусе, решение простых примеров на ментальной карте. Динамическая пауза. Нейробика, рисование обеими руками.

7.12.2021

Повторение пройденного материала. Ментальный счет. Работа на тренажёрах

Скоропись, Работа на таблице Шульта, Работа на ментальной карте, работа на тренажерах, нейробика.

14.12.2021

Ментальный счет. Решение простых примеров ментально Повторение решения простых примеров на абаке и ментальной карте.

 

Скоропись. Графомотирика. Решение простых примеров ментально.  Повторение решения простых примеров на абаке и ментальной карте.

 Лабиринты. Нейробика.

21.12.2021

Решение ментально 2-х значных чисел. Работа на тренажёрах

Скоропись. Таблицы Танграм.  Партерворд

Работа ментально на 2-х знатных числах. Динамическая пауза. Работа на тренажере.

28.12.2021

Повторение решения простых примеров на абаке и ментальной карте. Изучение состава числа "5"

 Скоропись. Соединение по точкам.  Решения простых примеров на абаке и ментальной карте. Динамическая пауза. Изучение состава числа "5"

Игры со спичками.

   11.01.2022

Решение ментально   Работа на тренажёрах

Скоропись.  Графический диктант. Решение ментально.  Динамическая пауза. Работа  с флеш-картами

 Нейробика.

18.01 2022

Повторение состава числа «5». Изучение правила №1: +4=-1+5.

 Скоропись. Тест Струпа. Повторение состава числа "5"

Формула +4=+5-1.  Динамичесая пауза. Работа на рабочих тетрадях.

25.01.2022

Повторение пройденного материала. Решение ментально простых примеров. Повышение скорости счѐта

    Скоропись   Графомотирика .Раскраска с флеш-картами. Развивающие игры для обеих полушарий мозга. Решение ментально простых примеров. Повышение скорости счѐта

1. 02.2022

Правило №2: +3=-2+5.  Решение ментально простых примеров (1-е и 2-х значные)

Графомоторика. Скоропись. Помощь брата: Формула №2  +3=-2+5.  Динамическая пауза . Работа с ментальной картой

8.02.2022

Правило №3: +2=-3+5

Скоропись. Формула №3  +2=-3+5. Динамическая пауза. Решение примеров.

15.02.2022

Правило №4: +1=-4+5

Скоропись. Выполнение упражнений  двумя руками. Формула  +1=-4+5.Динамичксая пауза. Работа на рабочих листах, решение примеров.

22.02.2022

Повторение правил №1-№4. Ментальное решение примеров с применением этих формул

Скоропись. Графический диктант.  Флеш-карты. Динамическая пауза. Таблица Шульте. Работа на рабочих листах с применением формул. Ментальный счет.

1.03.2022

Увеличение скорости счѐта простых примерав на абаке и ментально Повторение: сложение и вычитание без правил

Скоропись. Гимнастика для ума. Работа на абакусе, решение простых примеров на время. работа на тренажере и ментально. Нейробика. Упражнение "Абакус-Code".

15.03.2022

Правило №5:

-4=-5+1.

Скоропись. Работа с флеш-картами. Пальцовки. Формула:4=-5+1.Работа на рабочих листах по формуле. Динамическая пауза. Счет ментально

 

 

22.03.2022

Повторение. Проверочная работа.

Скоропись. Работа с флеш-картами. Решение ментально на время. Тест, проверочная работа.

29.03.2022

Правило №6:

-3=-5+2

Скоропись. Работа с флеш-картами. Формула  -3=-5+2. Динамическая пауза.  Упражнение "Абакус-Code". Работа не ментальной карте.

5.04.2022

Увеличение  скорости счѐта простых примерав на абаке и ментально Повторение: сложение и вычитание с применением новых правил.

Скоропись. Гимнастика для ума. Работа на рабочих листах. Решение на сложение и вычитание с применением формул. Работа на тренажере

12.04.2022

Проверочная работа. Развивающие игры

Пальцовка. Упражнения на абакусе. Считалочка до 10.Проверочный тест. Танграм, Листок. Нейробика.

19.04.2022

Повторение правил. Ментальный счёт – соревнование с применением изученных правил. Работа на тренажёрах.

Скоропись. Упражнения на абакусе.  Конкурс "Самый быстрый  ментальный счет". Динамическая пауза. Работа на тренажерах. Таблице Шульте.

26.04.2022

Правило №7:

-2=-5+3

Скоропись. Работа с флеш-картами. Формула  -2=-5+3. Динамическая пауза.  Упражнение "Абакус-Code". Работа не ментальной карте.

5.05.2022

Правило №8:

 -1=-5+4

Скоропись. Графический диктант. Формула  -1=-5+4.  Динамическая пауза.  Работа на  рабочих листах. Рисование двумя руками.

17.05.2022

Повторение правил №1-№8 Решение ментально примеров с применением всех формул.

Скоропись. Лабиринты. Решение примеров с применением формул . Динамическая пауза. Ментальный счет, работа с флеш-картами.

24.05.2022

Итоговая проверочная работа

Скоропись. Нейробика  Тест-проверка.

 

31.05.2022

Праздничное занятие «Квест – путешествие» Выдача сертификатов по итогам обучения

Развлекательная игра-путешествие . Награждение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Планируемые результаты

 - концентрация внимания, дети сосредотачиваются на конкретном задании, абстрагируясь от всего, что отвлекает их внимание. Таким образом, развивается и тренируется одновременная вовлеченность в несколько видов мыслительных процессов.

 - улучшение наблюдательности и слуха: благодаря работе с флеш-картами (один из инструментов интеллектуальной тренировки) при решении арифметической задачи ребенку требуется лишь взглянуть на карточку с заданием, для того чтобы начался процесс обработки чисел. С течением времени это значительно улучшает его наблюдательность. То же самое происходит со слухом ребенка. Числа, которые произносит преподаватель, не повторяются, поэтому ребенок слышит их лишь во время решения арифметической задачи.

 - улучшение воображения и представления: на ранних этапах тренировки дети начинают представлять в уме счеты и вскоре используют их изображение при решении задачи. Продолжительное использование техники воображения и представления существенно улучшает качество мыслительных процессов ребенка.

 - улучшение памяти: во время занятий ребенок запоминает различные комбинации на счетах, как картинки. После любого арифметического действия и перед тем, как посчитать конечный результат, он начинает моментально фиксировать в памяти каждое изображение, созданное с помощью воображаемых счѐт. Продолжительное использование данной техники тренировки улучшает способности к фотографической памяти.

 - улучшение скорости и точности расчетов: мы интенсивно используем тренировки на скорость. Постепенно, шаг за шагом, ребенку предоставляется более короткий период времени, для решения задач одного уровня. Данная техника научит детей правильно распределить предоставленное время, не упуская из виду точность расчетов.

- считать в уме: это абсолютно естественный и прогнозируемый результат тренировки с помощью методики «ментальной арифметики» — дети воспринимают задачи с расчетами легко и с интересом. Как правило, они развивают способность решать арифметические задачи в уме быстрее, чем это делается с помощью калькулятора.

- стимулирование творческого мышления: вследствие работы по методике ребенок развивает навыки воображения и представления, а также память, концентрацию внимания и другие параметры интеллектуальной активности. Творческий подход к решению задачи и вдохновение помогают ему справиться с любым заданием.

- развитие уверенности в себе: ребенок демонстрирует результаты своей работы с программой различным людям, развивает свои интеллектуальные способности. Благодаря поддержке и поощрению со стороны родителей, учителей, сверстников и окружающих он начинает чувствовать необычайный прилив вдохновения и уверенности в собственных силах, что в дальнейшем принесет неоценимую пользу.

Критерии и нормы оценки результатов освоения программы. 

· Входной контроль (октябрь) проводится с целью выявления уровня первоначальных  знаний, умений, возможностей детей.

· Текущий контроль осуществляется без их оценки в баллах. Работу ребенка учитель оценивает словесно и только положительно. 

· Итоговый контроль (май) проводится с целью определения уровня подготовки детей.

Формы контроля: выполнение практических заданий, устный опрос, педагогические· наблюдения.

 

III   ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Особенности рганизации предметно-развивающей стеды.

 

Для успешной реализации программы необходимо создание предметно-развивающей среды: - оснащение класса необходимым оборудованием: столы, стулья, - магнитная доска - экран телевизора, - компьютер, - учительский демонстрационный абакус –идивидуальный абакус.

5. Список литературы

1. А.В. Белошистая. Занятия по развитию математических способностей детей. М., БИОПРЕСС, 2009г.

2. В.П.Новикова. Математика в начальной школе М., 2008г.

3. В.П.Новикова. Математические игры в и начальной школе. Начальная подготовка. М., 2009г.

4. Е.С.Анищенко. Пальчиковая гимнастика для развития речи. М., 2002г.

5.Ментальная арифметика для малышей. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://podrastu.ru/razvitie/matematicheskoe/mentalnaja-arifmetika.html

6. СофуоглуЭрташ Ментальная арифметика. Сложение и вычитание.

7. Центр ментальной арифметики SmartyKids [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://vk.com/smartykids

8. Школа СОРОБАН™. Развитие ребенка. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://vk.com/soroban.murmansk 12

9. Кирилина Н. Ю., Федорова Т. В. Технология «Ментальная арифметика» в организации образовательной деятельности школьников. Из опыта работы // Молодой ученый. — 2017. — №15.2. — С. 89-91

п.Вурнары, пер.Северный, д.4, пом.1 89875790690